РН - Ипотека: до встречи в интернете

РН - Ипотека: до встречи в интернете

Главным трендом нынешнего года на ипотечном рынкеобещает стать даже не снижение ставок, а тотальный переход кредиторов на интернет-рассмотрение заявок. Возможно, уже к концу года ипотеку можно будет получать, не вставая с дивана.

21 февраля 2017

Поспешишь – не насмешишь

 

Ипотечный рынок стоит перед выбором – останется ли жилищное кредитование прерогативой банков, или банкирам придется, что называется, делиться.

 

Отчасти монопольное право банков выдавать ипотеку защищено законодательно. Но эта защита ненадежна. Например, на рынок кредитования под залог недвижимости уже пришли микрофинансовые организации. «Заем под залог недвижимиости», «Деньги под залог квартиры», «Кредит под жилье»… - поисковики предлагают на выбор сотни подобных предложений.

 

А с недавних пор появилась новая угроза банковскому ипотечному благополучию. Это молодые компании в сегменте финансовых технологий. Они начинают дублировать функции банков, но серьезно минимизировав издержки и за счет этого делая предложения более привлекательными. По оценкам «Абсолют Банка» суррогатные аналоги ипотеки уже занимают около 4% сегмента.

 

К этому вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев, добавляет, что для банков назревают конкурентные битвы с также рвущимися на рынок финансовых услуг транснациональными компьютерными «монстрами» - Google, Yandex, Mail.ru или Alibaba.

 

По сути, у банков остается единственный выход – играть на технологическое опережение и первыми зашивать в виртуальное пространство традиционные сервисы, в том числе и ипотечное кредитование. «Переход ипотеки в интернет – это уже не шутка. «Тинькофф» в месяц принимает 20-25 тыс. заявок», - констатирует заместитель председателя правления Абсолют Банка Татьяна Ушкова.

 

Уже сегодня взять квартиру в ипотеку можно, ограничив число личных визитов в банк. Посещение нужно лишь для идентификации заемщика и подписания документов. Все остальное можно решить кликами.

 

Что мы имеем сегодня

 

Первым, уже традиционно, сделал шаг по переносу общения с заемщиками в интернет Сбербанк. Напомним, с середины минувшего года он запустил два сервиса: «Ипотека-онлайн» и «Электронная регистрация».

 

На горизонте Нового года у Росреестра с онлайн-серисами возникли некоторые проблемы. Но сейчас в принципе ситуация нормализовалась. И удаленными услугами Сбербанка могут пользоваться не только собственные клиенты, а и все россияне. Через «одно окно» можно подать заявку и пакет документов. А при наличии электронной подписи и зарегистрировать сделку.

 

И вопрос появления аналогичных сервисов у конкурентов Сбербанка – это вопрос времени. Как отмечает Татьяна Ушкова, лидеры рынка очень похожи и по методологии проведения сделок и по уровню качества обслуживания клиентов. Соответственно, они приложат все усилия чтобы ликвидировать любое «сервисное» отставание от Сбербанка.

 

Иначе говоря, за весну-лето подобный инструментарий заемщикам, скорее всего, подарят все ипотечные банки первой десятки.

 

При этом определенные виды сопутствующих ипотеке онлайн-услуг обеспечивают и другие игроки финансового рынка. Например, страхование предмета залога «Ингосстрах» предлагает «купить онлайн от 150 рублей в год». А Группа ПИК приглашает россиян купить online уже саму квартиру.

 

Вслед за Сбербанком

 

Приближающаяся весна будет богата на заявления банков об открытии функции удаленного одобрения ипотечных заявок. Так, на Третьем российском ипотечном конгрессе анонсировали скорое введение данной функции три банка. Заместитель руководителя дирекции розничного бизнеса банка «Санкт-Петербург» Дмитрий Алексеевпообещал обеспечить через интернет прием и полноценное одобрение ипотечных заявок до конца февраля.

 

Уточним, сегодня ряд банков практикует предварительное удаленное одобрение. Например, по словам руководителя управления маркетинга банка «ДельтаКредит» Алексея Лола, процедура предварительного одобрения в стартовавшем с мая 2016 года сервисе «Онлайн-ипотека» выглядит следующим образом. На заполнение расширенной анкеты у клиента уходит минут 10, следует выбор продукта и расчет кредита в реальном времени. И, наконец, клиент получает уведомление о предварительном одобрении. «После этого мы переходим к интерфейсу загрузки документов онлайн», - поясняет специалист. Это значит, что клиенту вроде бы заявку одобряют. Но порой в ходе визита претендент сталкивается с отказом - у некоторых кредиторов таким образом отсекается до 20% заявок.

 

Запуск же полновесной процедуры интернет-обслуживания банк «ДельтаКредит» наметил на второй квартал нынешнего года. Правда, с оговоркой. К услуге будут иметь доступ не все, а определенные категории клиентов.

 

Параллельно банк запустил для контрагентов новую В2В-систему DELTAPRO вместо старой «Марс». В частности, ее достоинством является возможность предварительного одобрения заявок самими партнерами – риэлторами, застройщиками и банками, работающими по продуктам «ДельтаКредита».

 

Наконец, о планах его банка обеспечить удаленное одобрение заявок, сообщил директор департамента нетранзакционных продуктов Банка «Возрождение» Олег Коркин. Впрочем, в этом случае конкретные сроки не назывались. И нет сомнений, что другие ведущие игроки вынашивают аналогичные планы, просто пока их не анонсируют. К этому добавим, что с июня в ряде банков может заработать пилотный проект Минкосвязи по удаленной идентификации физлиц. И если претендент потрудится заранее оформить себе электронную цифровую подпись, малейшая необходимость личного визита к кредитору исчезнет.

 

Между тем, возможно, в рамках конкурентной борьбы оформление ЭЦП банки станут брать на себя.

 

Источник

Новые новостройки